Последний шанс и необязательные принципы

Очередное увольнение. Впервые в моей практике, я второй раз за год столкнулся с одной и той же проблемой: проблемное увольнение хорошо маскирующегося имитатора бурной деятельности. Это девушка, не исполняющая никаких распоряжений и обязательств, не выполняющая планов продаж и активности, словом, не делающая ничего из того, что необходимо, чтобы продавать. Как я часто слышу, она «в принципе, работает», но продает она только то, что продаётся само. Клиенты позвонили – продала. Клиенты не звонят – ждёт их звонка. А остальное время пускает пыль в глаза, сидит, отчаянно барабаня по клавишам, имитирует бурную деятельность… На вопрос: «чем занимаешься?» отвечает «ну конечно, в одноклассниках сижу» с интонацией «что Вы до меня докопались?». Поздно приходит, рано уходит, вся из себя звезда, потому что, поскольку она — единственный продавец, который остался от старого коллектива, ей досталась вся самая живая база данных и продажи просто есть.

На самом деле продаж слишком мало, при этом она ими жутко гордится и считает себя неприкасаемой, почти «талисманом» компании. Ну да хватит о ней, понятно уже – просто никакая, как продавец.

Вчера пришло время для очередного (планового) разговора о том, что надо выполнять планы, что для этого нужно делать: встречаться, «выхаживать», «дожимать» проекты, контролировать их ход, звонить клиентам, интересоваться их новостями, рассказывать о нашем новом оборудовании, о новых продуктах, новых решениях и т.п. Да и вообще – учиться, узнавать о конкурентах, становиться более экспертной в части самих решений и оборудования. Но факт в том, что людей она боится, так уж устроена.

Одним словом, объявил ей об увольнении, и тут началось… «Дайте мне еще один последний шанс», «всем нужно давать шанс», «я всё поняла» и так далее. А в остальном – каша: «я вас уважаю, мы все вас очень любим как руководителя, я хотела бы и дальше работать, я могу», и все такое.

На самом деле, о каком уважении, лояльности и готовности работать может идти речь, если после этих слов идут сразу обвинения в тех или иных решениях, кивание на других по типу: «я что одна разве такая?»

«Я понимаю, что многого не знаю и не умею, я хочу научиться у Вас», — говорит. За целый год было проведено огромное количество разборов проектов, коучинга, наставлений, советов. В одно ухо влетело, в другое – вылетело. И добивает она меня фразой: «Оставьте меня, Вы же меня ещё не видели в деле!».

Проблема именно в том, что за год работы в работе я её так и не увидел.

Теперь она просит дать ей шанс. Ещё один последний шанс. :) Она говорит, что уважает меня как руководителя, но одновременно заявляет, что я неправ и многого не понимаю или понимаю неправильно. Не понимаю, как можно постоянно мешать в одну кучу эти два противоположных понятия. Можно любить человека, который неправ, потому что любовь – это чувство, оно иррационально. Уважать можно человека профессионального, уважать можно человека заслуженного, а это значит, что он прав, это значит, что ему можно доверять. Мнение такого человека ценно, к нему прислушиваются. Когда человек постоянно говорит, что уважает меня, но я неправ и просто не понимаю, как раскрыть её потенциал, верить в её уважение я отказываюсь.

Вас просят дать последний шанс? Второй или третий? Мой совет: никогда не верьте таким вещам. Решили уволить – увольняйте. Не буду придумывать правила о том, как именно это надо делать,  но вы просто-напросто избавите себя от будущих мучений для вас обоих.

Иногда – давайте уж говорить откровенно — после такого «шанса» вы становитесь значительно более мнительным. То есть, у вас уже будет гораздо больше подозрений, гораздо больше придирок. Придирки могут основываться на фактах, но они будут неконструктивными — в том смысле, что их значение будет преувеличенным. На самом деле Вы рискуете скатиться до реально неконструктивных вещей, потому что, как говорится, «ложка нашлась – осадок остался», и этот осадок всегда будет помехой.

Но значительно более важным будет то, что сотрудник, оставленный после такого, не сможет никогда смотреть на Вас и на работу по-новому. На то будет много причин:

  • раз оставили один раз, то оставят и в другой,
  • вы в его глазах уже не такой сильный и принципиальный и испытанию на прочность подвергнутся и другие ваши распоряжения,
  • для других сотрудников такой сотрудник станет живым примером и постоянным напоминанием о том, что можно не работать год и сильно извиниться, когда будут увольнять,
  • вообще – можно не работать, платят тут за красноречие в извинениях и объяснениях.

Вдруг ничего не меняется. «Всё, мне поверили, мне дали шанс» – работает только первые пару-тройку недель, не дольше. Человека вы не измените. И он не изменится настолько. Просто потому, что тот, кто ценит эту работу и кто хотел бы работать с вами, не будет ждать, пока его уволят, чтобы встряхнуться. Если он работу действительно ценит, то он будет ценить её всегда, с того момента, как только её получит, это будет заметно сразу. Если человек один-два года работает с лучшими компаниями из базы данных, в лучших условиях и не может никак проявиться, откуда взяться желанию стать другим? Просто оттого, что тебя уволили? Да нет, это страх, а вы будете действовать из жалости.

К тому же немаловажна и ваша принципиальность в этом вопросе: вы приняли решение, это ваше решение.  В данном случае любое ваше решение — правильное, придерживайтесь его. Она говорит: «Ну, сделайте исключение, отступитесь от своего принципа». И в этот момент я сформулировал, что такое на самом деле для меня есть «принцип». Часто слово «принцип» используется в популистском значении. Например, когда говорят о человеке, который проявляет определённую твёрдость (а иногда даже жёсткость)  в определенном вопросе. Таких часто называют принципиальным. И, поскольку иногда эта «принципиальность» равно «упереться рогом», принцип ради принципа, то и само понятие чаще слышу в негативном контексте.

Так вот, я сформулировал для себя критерий истинности принципа: если ты готов поступиться принципом хоть когда-нибудь, не называй это принципом. Это позёрство. То есть если у вас есть принципы или мнение, которые не являются для вас «железобетонными», то не придерживайтесь этих принципов —  это позёрство. Как только вы допускаете мысль, что можете от них отказаться при каких-либо обстоятельствах, то лучше признайтесь себе в том, что принципов этих у вас нет.

И вы поступаете неверно, придерживаясь таких ПСЕВДО-принципов.

Когда речь идет об истинных принципах, тебе просто не приходит в голову идея о том, что ты можешь ими поступиться.

Есть и другая причина быть придерживаться своих принципов. Если даешь слово – держи. Декларировал ценность – «неси» её в жизнь, внедряй в коллектив. Дашь слабину, сделаешь одно лишь исключение и – грош цена твоим словам. В данном случае, как руководителю, с точки зрения собственного реноме, в целях сохранения своего имиджа, для укрепления в плане его значимости, вам необходимо иногда чисто «из принципа» соблюдать свои принципы. К сожалению, иногда даже тогда, когда они оказываются ошибочными на поверку. Если вы продекларировали их как принципы, если вы декларируете это ежедневно, то какое-то время их придется держать. Думайте, прежде чем декларировать что-либо твёрдо в качестве принципов – не соблюдая их обесцените свои слова, а соблюдая рискуете завести бизнес в тупик.

Да, бывает и так, что надо признать ошибку. Иногда слишком сложно долго и упорно идти путем, выбранным случайно и выбранным неверно. Если принцип был выбран по ошибке, под воздействием обстоятельств или «на нервах» и уже тяготит вас своей ошибочностью, облегчить свою «долюшку» можно очень просто: объявите об этом публично, ОБЯЗАТЕЛЬНО обозначив новый курс. Помните, что как руководитель, вы и ваши принципы – одно и то же.

Об авторе

Бизнес-тренер, предприниматель по духу и просто увлеченный человек.

Поделиться

На эту тему

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Facebook Comments